В помощь студентам БНТУ - курсовые, рефераты, лабораторные !


ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ

ГУМАНИЗМ (лат. humanus — чело­вечный) — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства в прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни. Как оформленное идейное движение Г. складывается в эпоху Возрождения (15—16 вв.). Гуманисты провозгласили свободу человече­ской личности, выступали против ре­лигиозного аскетизма, за право чело­века на наслаждение и удовлетворение земных потребностей. Крупнейшие гу­манисты эпохи Возрождения — Пет­рарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Бруно, Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир, Ф. Бэкон и др.—сыграли важную роль в формировании мировоззре­ния, но они были далеки от народа. Буржу­азный Г. достиг своего расцвета в про­изв. просветителей 18 в., провозгласив­ших лозунги свободы, равенства и братства, защищавших право людей на беспрепятственное развитие их «ес­тественной природы». Почти с самого начала внутри Г. выделилось течение, представители к-рого Мор, Кампанелла, Мюнцер, а позднее сторонники утопического социализма выражали интересы трудящихся масс. Они видели антигуманистический характер об-ва, критиковали его пороки, требовали имущественного равенства, но, не зная объективных законов исто­рии, не могли вскрыть реальных путей и средств достижения справедливого об-ва.

Понятие' Г. употребляется также для характеристики культуры и идеологии эпохи Возрождения

Первым гуманистом считают Петрарку, надо сказать, что гуманизм у него был вполне специфический. Петрарка много страдал по поводу судеб своей родины, его очень волновали распри, общественная несправедливость и неравенство окружавшей его общественно-политической жизни. Он написал специально даже целую поэму под названием «Африка», в которой воспевал победу Рима над Карфагеном как торжество благородной -цивилизации над варварским примитивом. Петрарка и для своего собственного времени тоже ждал какого-то общественно-политического освободителя, который (в самом обыкновенном практическом смысле слова) сделал бы всех граждан счастливыми.

Как подлинного начинателя гуманистического движе­ния выставляют обычно Колюччо Салютати (1331— 1404). Он—передовой общественный деятель, демократ, противник тирании, установитель строгой, но вполне светской морали и предначина-тель того самого флорентийского образа мышления, который к концу XV в. расцветет в виде Платоновской академии во Флоренции.

Вслед за Салютати другие деятели гуманизма, которые постепенно углубляли идею о самостоятельности, силе и могуществе человека, оставаясь, впрочем, далеко за пределами Какой-нибудь антицерковности или антирелигиозности. Назовем Ник-коло Николи (1365—1437), Леонардо Бруни (1374— 1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Джаноццо Ма-нетти (1396—1459). Последний в своем трактате «О до­стоинстве и великолепии человека» (1452) дает то, что, пожалуй, можно назвать настоящей гуманистической эстетикой, поскольку здесь прославляется человеческая личность, и она рассматривается как средоточие космиче­ской красоты, идеальный образец гармонии всего мира. В этом виде гуманистическая эстетика, несмотря на свою религиозность, уже приобретала характер ереси, которая и была обнаружена тогдашними охранителями консер­вативной догматики.

Из гуманистов этого периода итальянской культуры мы уже отметили Лоренцо Валлу, который прославился своей антипапской деятельностью, проповедью изящной классической латыни

 

@reg

@support17

Сейчас 68 гостей онлайн

@(c)

Copyright © 2009-2011 Support17.com
Любое использование материалов, опубликованных на support17,
разрешается только в случае указания гиперссылки на Support17.com

@s

Родоначальницей всех приборостроительных специальностей явилась кафедра «Приборы точной механики», которая была открыта в 1961 г. на машиностроительном факультете.
В 1976 г. был организован оптико-механический факультет.